Непал. Удивительные встречи. Рама

Published on December 27, 2025 at 3:30 PM

Мой первый гид, Рама, невысокий полнеющий непалец лет 60, пристал ко мне на площади Дурбар. Я просто хотела ее посмотреть одна, но он не отставал. Поскольку этих приставучих гидов была тьма тьмущая, а я решила не идти против течения, я «сдалась». Пусть уж только один единственный мне жужжит в ухо, чем вся толпа наперебой будет кричать «купи, купи экскурсию». Тем более, что по мне видно, что я здесь впервые и вообще ничего не знаю.

Когда я перестала отбиваться от него, Рама перешел в фазу маркетинга. Он важно достал маленький блокнотик и начал читать отзывы, оставленные ему клиентами, как будто это были выдержки из мировой конституции. Я все ждала, что он мне покажет подпись Бенедикта Кумбербатча со съемок Доктора Стрэнджа, но нет. Там даже был отзыв какого-то украинца на украинском языке. На всякий случай Рама аккуратно у меня поинтересовался, о чем отзыв. Потом он озвучил свою цену: за эту сногсшибательную экскурсию я всего хочу 3000 непальских рупий (около 30 долларов). «О, нет, спасибо», говорю. Это непальское путешествие начало мне влетать в копеечку.

Рама не стушевался – видимо, не впервые он обосновывал свою цену. Он продолжил дальше показывать мне блокнотик, где то там, то сям были отзывы и внизу – подписано «я заплатил 3000 рупий». В уме я приписала: «Подтверждаю: 3000 рупий – честная цена за эту экскурсию. Билл Гейтс». Такой вот маркетинг в непальском стиле.

Видя, что я не сдаюсь, он пошел мне навстречу: ладно, давай 2500, и по рукам. «Да ты что, говорю, это многовато будет». Рама сделал грустное лицо и говорит: «У меня специальная цена только для граждан Индии – 2000 рупий. Но, поскольку ты такая несгибаемая, давай я тебе, как индуске скидку сделаю». Ага, подумала я, а для марсиан вообще бесплатно. Но вслух я спросила: «А нет ли у тебя опции для членов семьи – может, как сестре, ты мне уступишь за 1000?» Он понял, что я влилась в игру и только посмеялся. Ладно, подумала я, меня Америка размягчила, я разучилась торговаться, и согласилась на 2000 рупий.

На площади Дурбар я была впервые и никак не могла сориентироваться, даже с его сопровождением. Мне казалось, что здесь просто нагромождение каких-то зданий, сооружений, ступеней. Мы заходили в какие-то закоулки, шли мимо одних киосков, мимо других… У меня заняло некоторое время, чтоб понять, что все эти небольшие «киоски» с изображением богов – это храмы. И даже на полу изображения богов и шивалинги – это места поклонения. Слишком много звуков, запахов, красок – пресыщение органов чувств.

Рама меня повел к Кумари – живой богине-девочке, которую отбирают в раннем возрасте 3-4 лет, почти как Далай Ламу. Она проходит ряд «тестов», например кандидаток, пугают среди ночи. Выбирают ту, что не испугалась. Девочка считается богиней до первой менструации. Ее задача – встречать посетителей и благословлять их. Она не видит солнца и не ступает по земле. Мне стало грустно, потому что она ребенок, стало жалко девочку. Знает ли она, чего ее лишили? Наверное, нет. Это большая честь для ее семьи и довольно определенное будущее для нее.

Мы зашли в маленький дворик с резными ставнями на окнах и резными дверями. Потихоньку там собиралась толпа туристов, которые хотели посмотреть на Кумари. Она выходит на свой балкончик всего два раза в день. С каким рвением он стращал тех, кто пытался вытащить фотоаппарат или телефон! Как он защищал, охранял маленькую богиню от назойливых посетителей! Показывал всем, что необходимо проявить почтение и сложить руки в намастэ.

И вот, наконец, маленькое серьезное личико появилось на втором этаже храма. Девочка лет 8-9 несколько отстраненно, но внимательно смотрела на туристов, на всех по очереди, и так же неожиданно развернулась и ушла. «Что ты об этом думаешь?» спросил меня Рама. «Ну, вообще я с уважением отношусь к чужим ритуалам, но вот у меня тоже есть маленькая девочка, и мне так радостно, что она может расти, как обычный ребенок!» «Да, я понимаю тебя», сказал Рама, но потом добавил, что чувствует, что у Кумари есть истинная сила. Он ходит к ней раз в месяц на поклон и чувствует, как подзаряжается энергией. Он верил в ее силу без сомнений.

Затем Рама, чтобы отработать недоплаченную мной тысячу, повел меня в картинную галерею, где ему платят процент с продаж. Я уже поняла, что купила экскурсию в комплекте с функцией «магазин на диване». И, поскольку я решила идти за потоком и не сильно сопротивляться, я купила там танку – традиционную непальскую картину, нарисованную на хлопковой ткани и изображающую мандалу. Картина была потрясающая.

Почему – была? Это отдельная история. По приезде домой я собиралась поместить танку в рамку и повесить на стену. Раскрыла ее, показала семье, все восхитились. Картина осталась на тумбочке, а мы пошли к дочке на концерт. А когда вернулись – от моей танки остались лишь клочки. Мой пес Пасоня решил, что ему надоело быть собакой: «Схрумкаю мандалу и стану Буддой».

Я стояла в шоке, проверяя, сильно ли я злюсь и стоит ли убрать Пасоню от меня подальше, пока я еще не просветлилась? А он смотрел на меня своими большими черными глазами и как будто говорил: «Ну, хозяйка, кто теперь из нас просветленный»? «Да, явно не я», подумала я. Даже какая-то непальская картина может сбить меня с пути. Но тогда я этого всего не знала и была счастлива стать обладательницей красивой танки.

Пришло время расстаться. Рама не торопился, он был доволен хорошим заработком, но я распрощалась с ним и пошла в свой оазис отдыхать и переваривать впечатления.

Add comment

Comments

There are no comments yet.