Непал. Полет и первое соприкосновение.

Published on January 10, 2026 at 10:16 PM

Я никогда раньше не бывала в Азии. Даже когда мои бывшие одногруппники ежегодно ездили в Таиланд и на Бали, я относилась к этому спокойно, без особого трепета. Но год назад моя дао-группа объявила о поездке-паломничестве в Непал, и во мне все загудело и затрепетало. Это было четкое, ясное «да». Надо сказать, что лет пять назад в Непал ездила моя сестра. Ее фотографии с гималайского трека меня очень впечатлили, но в целом я не думала, что тоже когда-нибудь поеду в тот регион.

Когда приблизилось время поездки, у меня началась паника: я вдруг выяснила, что Катманду — один из самых загрязненных городов планеты. В обычный день качество воздуха там оценивается как «опасное», а иногда — как «очень опасное». Лететь мне из Штатов через полмира. Разница во времени — 10 часов 45 минут. Как я перестроюсь? Боже мой, в Непале горят леса — лесные пожары не только опасны сами по себе, но и ухудшают качество воздуха… Я начала паниковать и придумывать причины, по которым мне не стоит ехать в Непал. Мой муж флегматично заметил, что я всегда так себя веду перед длинными поездками. Это — удивительно — меня успокоило.

Перелет занял 36 часов. Большую часть времени я провела в ожидании в аэропортах Чикаго и Дохи. В Дохе я прекрасно помедитировала в зеленом саду под пение птиц и познакомилась с парой из Южной Африки, которая впервые выбиралась из ЮАР в Азию — они летели в Японию. Мне очень интересны такие моменты: заводится разговор с людьми, с которыми, скорее всего, больше не увидишься, и он течет без усилий. Фокус на дыхании и на ощущениях в груди: что хочет выйти наружу? Что чувствуется внутри? Ведь важно не рассказать все подряд, а действительно «встретиться» — душа с душой.

Аэропорт Катара поразил меня разнообразием людей, проходящих через него. И это разнообразие — особенное. Скажем, в Нью-Йорке тоже разнообразие, но оно в основном приобретенное, а то, что я видела в Катаре, казалось врожденным. Вот африканская семья в национальных одеждах, вот европейцы, индусы, мужчины-арабы в длинных белых одеждах и с куфией на голове, японские туристы… В общем, что-то очень самобытное, словно из сказки, где на базаре встречаются люди разного происхождения, чтобы обменяться важным. Такое разнообразие вызывает у меня детский восторг.

Когда мы приземлялись в Катманду, гор не было видно из-за смога. Воздух был желтоватым, и возникало ощущение, что я его буквально вижу — каждую пылинку и частицу. Меня встретили в аэропорту и отвезли в гостиницу. В этом наспех построенном городе поездка на транспорте — сплошной хаос: никаких линий, никаких правил, почти никаких светофоров. Все едут, дымят, гудят.

Только приехала — и сразу в «Нирвану» (так называлась моя гостиница). Я выбирала ее по интернету. Особенно меня привлек внутренний дворик с садом и ресторанчиком, а также расположение — в самом сердце Тамеля, туристической части Катманду. Первые несколько дней слились для меня в одну большую кучу: я спала, когда могла, и гуляла, когда могла. Расположение гостиницы было удачным — когда я уставала от толпы и гула, просто возвращалась в свой непальский рай, где росли огромные монстеры, цвели герани и другие неизвестные мне цветы.

Я хорошо помнила наставления из путеводителя: пить только бутилированную воду и чистить зубы тоже только бутилированной водой. Честно говоря, вода из-под крана текла рыжеватая. Потом я уже поняла, что в некоторых гостиницах ее очищают, но в «Нирване» этого не делали.

Еда заслуживает отдельного внимания. В гостинице принято встречать гостей свежим соком — чаще всего это сок арбуза, гуавы или манго. На завтраке обязательно подают свежевыжатый сок — это очень вкусно. Больше всего меня впечатляли завтраки: разнообразный шведский стол — несколько видов овощей, рис, картошка и какое-нибудь непальское блюдо. Непальские специи мне очень понравились, хотя еда в целом была для меня острой. Я питалась вегетарианской пищей, но в Непале едят и мясо — это не Индия.

Понятное дело, уличную еду пробовать не рекомендуют. Многие и думать об этом не станут, увидев антисанитарию, в которой она готовится. Но в Катманду местные гиды проводят туры по небольшим забегаловкам, где можно попробовать непальскую уличную кухню. Мне показалось, что это того стоит.

В Непале я купила несколько видов специй, главным образом разные виды масалы — смеси зиры, лаврового листа, куркумы, кориандра и других специй. Мне очень понравилась непальская еда. Удивительно, но там, помимо экзотических для меня фруктов, растут знакомые огурцы, картошка, арбузы, помидоры. А горная картошка, кстати, оказалась очень вкусной.

Add comment

Comments

There are no comments yet.